Сбербанк не исполняет решения судов
Утверждены
Президиумом Верховного Суда
Российской Федерации
13 февраля 2013 года
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
СУДОВ О ПРИМЕНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ УГОЛОВНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ
ПРИВЕДЕНИЯ ПРИГОВОРОВ В СООТВЕТСТВИЕ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ,
ВСТУПИВШИМ В СИЛУ С 1 ЯНВАРЯ 2013 ГОДА, В ЧАСТИ ОСУЖДЕНИЯ
ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ
ВЕЩЕСТВ, РАСТЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ИЛИ ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА, ЛИБО ИХ ЧАСТЕЙ, СОДЕРЖАЩИХ
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЛИ ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА <1>,
А ТАКЖЕ ПРЕКУРСОРОВ
--------------------------------
<1> Далее по тексту - наркотические средства и психотропные вещества.
Федеральным законом от 1 марта 2012 года N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) введено понятие "в значительном размере" по отношению к наркотическим средствам и психотропным веществам, незаконный оборот которых влечет уголовную ответственность (в отношении контрабанды наркотиков (ст. 229.1 УК РФ) понятие "в значительном размере" введено Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ).
При этом уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в крупном и особо крупном размерах, которые в качестве квалифицирующих признаков в УК РФ уже существовали, с 1 января 2013 года значительно усилена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года N 1215 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств", вступившим в силу с 11 декабря 2012 года, список I (Наркотические средства) перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 681, дополнен позициями:
(N-(адамантан-1-ил)-1-пентил-1H-индазол-3-карбоксамид и его производные, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень;
N-(адамантан-1-ил)-1-пентил-1H-индол-3-карбоксамид и его производные, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень;
ацетилфентанил;
6-метил-2-[(4-метилфенил)амино]-4H-3,1-бензоксазин-4-он;
N-[3-(2-метоксиэтил)-4,5-диметил-1,3-тиазол-2-илиден]-2,2,3,3-тетраметилциклопропан-1-карбоксамид).
Этими же наркотическими средствами дополнены разделы "Наркотические средства" списков наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 года N 76, действовавшим до 31 декабря 2012 года включительно, и постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 года N 1002, вступившим в силу с 1 января 2013 года.
Статьи 228, 228.1, 229 УК РФ (в редакции Федерального закона от 1 марта 2012 года N 18-ФЗ), п. "в" ч. 2 ст. 229.1 УК РФ, ч. 3, п. "б" ч. 4 ст. 229.1 УК РФ в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, ст. 228.3, 228.4 УК РФ вступили в силу с 1 января 2013 года.
В связи с этим Правительство Российской Федерации постановлением от 1 октября 2012 года N 1002 утвердило новые размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1, 229, 229.1 УК РФ, определив в качестве "значительного" и "крупного" размеров те значения, которые соответствовали прежним "крупным" и "особо крупным" соответственно. Для "особо крупного" размера утверждены новые значения.
Сравнительная таблица размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей ст. 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 года N 76 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года) (утратило силу с 1 января 2013 года) и постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 года N 1002 (в редакции от 23 ноября 2012 года) (вступило в силу с 1 января 2013 года), приведена в прилагаемой таблице 1.
Вопрос 1.
Подлежат ли изменению в соответствии со ст. 10 УК РФ состоявшиеся судебные решения в отношении лиц, осужденных за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами, в связи с введением Федеральным законом от 1 марта 2012 года N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нового понятия "в значительном размере" наркотических средств и психотропных веществ, а также утверждением постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 года N 1002 новых размеров наркотических средств "в крупном" и "в особо крупном" размерах?
Ответ.
В силу требований ст. 9, ч. 1 ст. 10 УК РФ не подлежат переквалификации действия осужденных с ч. 1 ст. 228 УК РФ в прежней редакции на ч. 1 ст. 228 УК РФ в новой редакции, с ч. 2 ст. 228 УК РФ в прежней редакции на ч. 2 ст. 228 УК РФ в новой редакции, поскольку диспозиции указанных статей отличаются лишь словами "в крупном размере" и "в значительном размере", величины которых в граммах, как и санкции ч. 1 ст. 228 УК РФ в прежней и новой редакциях, идентичны. Кроме того, санкция ч. 2 ст. 228 УК РФ в новой редакции предусматривает дополнительное наказание в виде ограничения свободы, которое не было предусмотрено санкцией этой статьи в прежней редакции.
Приговоры в отношении лиц, осужденных по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ в прежней редакции, пересмотру не подлежат, поскольку диспозиции и санкции ч. 1 ст. 228.1 УК РФ в прежней редакции и ч. 1 ст. 228.1 УК РФ в новой редакции идентичны, то есть изменение закона не улучшает положения осужденных.
Не подлежат переквалификации действия осужденных с ч. 2 ст. 228.1 УК РФ в прежней редакции на ч. 3 ст. 228.1 УК РФ в новой редакции, с ч. 3 ст. 228.1 УК РФ в прежней редакции на ч. 4 ст. 228.1 УК РФ в новой редакции, поскольку диспозиции указанных статей отличаются лишь словами "в крупном размере" и "в значительном размере", величины которых в граммах в прежней и новой редакциях идентичны. Кроме того, санкции частей 3 и 4 ст. 228.1 УК РФ в новой редакции ухудшают положение осужденных.
Также не требуется переквалификация действий осужденных, связанных с незаконным оборотом наркотических средств в прежнем особо крупном размере, на статьи УК РФ в новой редакции, предусматривающие ответственность за действия с незаконным оборотом наркотических средств во вновь утвержденном особо крупном размере, т.к. за их совершение усилено наказание в виде лишения свободы, в том числе до пожизненного лишения свободы.
В связи с введением в УК РФ нового понятия "в значительном размере" требуется переквалификация действий ранее осужденных лиц, и приведение приговоров в соответствие с новым уголовным законом в редакции Федерального закона от 1 марта 2012 года N 18-ФЗ с п. "б" ч. 3 ст. 229 УК РФ (в редакции Федерального закона от 19 мая 2010 года N 87-ФЗ) на п. "д" ч. 2 ст. 229 УК РФ, поскольку крупный размер законодательно преобразован в значительный. При этом значительный размер предусмотрен новым уголовным законом в качестве квалифицирующего признака ч. 2 ст. 229 УК РФ, санкция которой предусматривает более мягкое наказание в виде лишения свободы и дополнительное наказание в виде ограничения свободы, чем санкция ч. 3 ст. 229 УК РФ в прежней редакции.
Если лицо было осуждено по пп. "а", "б", "в" ч. 3 ст. 229 УК РФ, то его действия переквалификации не требуют. Вместе с тем в этом случае приговор следует приводить в соответствие с новым законом с учетом п. 13 ч. 1 ст. 397 УПК РФ: п. "б" ч. 3 ст. 229 УК РФ подлежит исключению из числа квалифицирующих признаков с указанием о совершении названных действий с наркотическими средствами или психотропными веществами в значительном размере.
В отличие от всех других видов наркотических средств крупный и особо крупный размеры дезоморфина, млечного сока разных видов мака, не являющихся маком снотворным (список I), не соответствуют вновь утвержденным значительному и крупному размерам, а крупный размер гидроморфона (список II) не соответствует вновь утвержденному значительному размеру.
Значительный и крупный размеры дезоморфина, за незаконный оборот которых установлена уголовная ответственность, существенно понижены, что ухудшает положение ранее осужденных лиц.
Значительный и крупный размеры млечного сока разных видов мака и значительный размер гидроморфона повышены, что в зависимости от размера наркотического средства в граммах не исключает приведение приговоров в отношении лиц, ранее осужденных за незаконный оборот указанных видов наркотического средства, в соответствие с новым уголовным законом.
Действия лица, осужденного за незаконный сбыт млечного сока разных видов мака в размере свыше 5 граммов и до 25 граммов, т.е. по п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ в прежней редакции, с 1 января 2013 года подлежат переквалификации на п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ в новой редакции исходя из массы млечного сока разных видов мака.
Вопрос 2.
Следует ли вносить изменения в состоявшиеся судебные решения, учитывая, что крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ согласно списку I (Наркотические средства), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 года N 76 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года N 1215), соответствуют значительному и крупному размерам названных средств и веществ согласно списку I (Наркотические средства), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 года N 1002 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года N 1215)?
Ответ.
До 1 января 2013 года в УК РФ действовала двухзвенная (крупный и особо крупный размеры) система дифференциации уголовной ответственности за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами.
С 1 января 2013 года УК РФ (в редакции Федерального закона от 1 марта 2012 года N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") устанавливает трехзвенную дифференциацию уголовной ответственности за совершение данных преступлений (значительный, крупный и особо крупный размеры).
При этом крупный размер наркотических средств и психотропных веществ согласно списку I (Наркотические средства), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 года N 76 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года N 1215), соответствует значительному размеру названных средств и веществ по списку I (Наркотические средства), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 года N 1002 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года N 1215), а особо крупный размер - соответственно крупному размеру.
Наказание за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ (228.1 УК РФ) в массе, равной прежним крупному и особо крупному размерам, в соответствии с УК РФ (в редакции Федерального закона от 1 марта 2012 года N 18-ФЗ) усилено, что ухудшает положение осужденных.
В этом случае закон обратной силы не имеет.
Вопрос 3.
Подлежат ли изменению судебные решения в отношении лиц, осужденных за действия с лизергиновой кислотой, в связи с тем, что позиция "лизергиновая кислота и ее производные, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень" перенесена из раздела "Наркотические средства" во вновь введенный раздел "Прекурсоры"?
Ответ.
Приговоры в отношении лиц, осужденных за незаконный оборот с лизергиновой кислотой и ее производными, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень, подлежат пересмотру на основании ст. 10 УК РФ.
Варианты приведения приговоров в соответствие с законодательством, вступившим в силу с 1 января 2013 года, в части осуждения за незаконный оборот с лизергиновой кислотой и ее производными, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень, отражены в прилагаемой таблице 2.
Вопрос 4.
В каком порядке должны быть пересмотрены состоявшиеся судебные решения в связи с установлением к списку I наркотических средств и психотропных веществ, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 года N 1002, примечания, в соответствии с которым для всех жидкостей и растворов, содержащих хотя бы одно средство или вещество из перечисленных в списке I, их количество определяется массой сухого остатка после высушивания до постоянной массы при температуре +70 ... 110 градусов Цельсия?
Ответ.
Список I наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 года N 1002, дополнен примечанием, в соответствии с которым для всех жидкостей и растворов, содержащих хотя бы одно наркотическое средство или психотропное вещество из перечисленных в списке I, их количество определяется массой сухого остатка после высушивания до постоянной массы при температуре +70 ... 110 градусов Цельсия (вступило в силу с 1 января 2013 года).
Это обстоятельство и результаты экспертных заключений подлежат учету при приведении в соответствие с уголовным законом, вступившим в силу с 1 января 2013 года, приговоров в отношении лиц, осужденных за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.
В случае, если лицо осуждено за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, включенных в список I, входивших в состав смеси (препарата), размер которых определялся весом всей смеси без выделения сухого остатка после высушивания до постоянной массы при температуре +70 ... 110 градусов Цельсия, приговор подлежит пересмотру в порядке главы 47 УПК РФ.
Вопрос 5.
Может ли суд при разрешении вопроса о приведении приговора в соответствие с новым законом запрашивать приговоры, заключения экспертов, если они осужденным не представлены?
Ответ.
Суд при приведении приговора в соответствие с новым законом вправе самостоятельно запрашивать отдельные материалы уголовного дела (например, приговоры, заключения экспертов), когда есть основания полагать, что содержащаяся в них информация может повлиять на разрешение рассматриваемого вопроса.
Вопрос 6.
Как надлежит действовать суду при приведении приговора в соответствие с действующим законодательством в случае, если в материалах уголовного дела отсутствуют достоверные данные о массе сухого остатка наркотического средства или психотропного вещества, включенных в список I, входивших в состав смеси (препарата), размер которых определяется после высушивания до постоянной массы при температуре +70 ... 110 градусов Цельсия?
Ответ.
В ходе пересмотра приговора по делу о преступлении, связанном с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в жидкостях или растворах, содержащих наркотическое средство или психотропное вещество, перечисленных в списке I, все сомнения, которые не могут быть устранены, толкуются в пользу осужденного (ст. 14 УПК РФ).
Если в материалах уголовных дел отсутствуют данные о массе сухого остатка, полученной после высушивания до постоянной массы при температуре +70 ... 110 градусов Цельсия, наркотических средств или психотропных веществ, включенных в список I, осужденные подлежат освобождению от наказания в порядке п. 13 ст. 397 УПК РФ в соответствии со ст. 10 УК РФ, за исключением лиц, осужденных по ст. 228.1, 229, 229.1 УК РФ, поскольку части первые названных статей предусматривают уголовную ответственность за действия с наркотическими средствами или психотропными веществами без указания их размера.
Вопрос 7.
Каким образом отразится на состоявшихся судебных решениях исключение N-метилэфедрина, псевдоэфедрина, эфедрина из списка сильнодействующих веществ и 3,4-метилендиоксифенил-2-пропанона, ангидрида уксусной кислоты, изосафрола, пипероналя, сафрола, эргометрина и его солей, эрготамина и его солей из списка ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей УК РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 964 "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации"?
Ответ.
I. Вступившим в силу с 1 января 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 года N 1003 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" внесены ряд изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 964 "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации". В частности:
а) в списке сильнодействующих веществ для целей статьи 234 и других статей УК РФ, утвержденном указанным постановлением, исключены позиции:
"N-метилэфедрин";
"Псевдоэфедрин";
"Эфедрин";
б) в списке ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей УК РФ, утвержденном указанным постановлением, исключены позиции:
"3,4-метилендиоксифенил-2-пропанон";
"Ангидрид уксусной кислоты";
"Изосафрол";
"Пиперональ";
"Сафрол";
"Эргометрин и его соли";
"Эрготамин и его соли";
в) в крупном размере сильнодействующих веществ для целей статьи 234 УК РФ, утвержденном указанным постановлением, исключены позиции:
"N-метилэфедрин 10";
"Псевдоэфедрин 10";
"Эфедрин 10".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 964 утвержден крупный размер сильнодействующих веществ для целей ст. 234 УК РФ. В частности, для N-метилэфедрина, псевдоэфедрина, эфедрина он составляет свыше 10 граммов. Названное постановление Правительства Российской Федерации действовало до 31 декабря 2012 года включительно.
В отношении сильнодействующих и ядовитых веществ в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 964 концентрация названных веществ не устанавливалась.
С 1 января 2013 года N-метилэфедрин (концентрация 10% и более), псевдоэфедрин (концентрация 10% и более), эфедрин (концентрация 10% и более), эргометрин (концентрация 10% и более), эрготамин (концентрация 10% и более), ангидрид уксусной кислоты (концентрация 10% и более) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 года N 1020 являются прекурсорами, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля (список IV). Такие же правила и размеры установлены и в отношении солей, указанных прекурсоров, если существование таких солей возможно.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 681 и от 8 октября 2012 года N 1020 предусмотрена концентрация в процентах названных прекурсоров.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 года N 1020 крупный размер N-метилэфедрина, псевдоэфедрина, эфедрина составляет свыше 25 граммов (концентрация 10% и более), также установлен крупный размер в отношении эргометрина, эрготамина (свыше 0,05 грамма) и в отношении ангидрида уксусной кислоты (свыше 100 граммов) (концентрация 10% и более). Аналогичные размеры установлены в отношении солей перечисленных прекурсоров, если существование таких солей возможно.
Этим же постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрен особо крупный размер, который составляет в отношении N-метилэфедрина, псевдоэфедрина, эфедрина и ангидрида уксусной кислоты свыше 5000 граммов (концентрация 10% и более), в отношении эргометрина и эрготамина - свыше 1 грамма (концентрация 10% и более).
Федеральным законом от 1 марта 2012 года N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен вступившей в силу с 1 января 2013 года статьей 6.16.1, предусматривающей ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, производство, сбыт или пересылку прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также за незаконные приобретение, хранение, перевозку, сбыт или пересылку растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ.
Варианты приведения приговоров в соответствие с законодательством, вступившим в силу с 1 января 2013 года, в части осуждения за незаконный оборот N-метилэфедрина, псевдоэфедрина, эфедрина, ангидрида уксусной кислоты, эргометрина, эрготамина, а также их солей, если существование таких солей возможно (в названной концентрации), отражены в прилагаемой таблице 3.
1. Незаконные действия с N-метилэфедрином, псевдоэфедрином, эфедрином, ангидридом уксусной кислоты, эргометрином, эрготамином, а также с их солями, если существование таких солей возможно (в концентрации до 10%), декриминализированы.
2. Незаконная переработка N-метилэфедрина, псевдоэфедрина, эфедрина, ангидрида уксусной кислоты, эргометрина, эрготамина, а также их солей, если существование таких солей возможно (концентрация 10% и более) (ст. 234 УК РФ), декриминализирована.
3. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка N-метилэфедрина, псевдоэфедрина, эфедрина в размере не свыше 25 граммов, ангидрида уксусной кислоты в размере не свыше 100 граммов, эргометрина, эрготамина в размере не свыше 0,05 грамма, а также их солей в том же количестве, если существование таких солей возможно (концентрация 10% и более), декриминализированы.
За данные деяния предусмотрена административная ответственность по ст. 6.16.1 КоАП РФ.
4. Статья 234 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконное изготовление сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами. Статья 228.4 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное производство прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ.
Статья 1 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" закрепляет следующее:
производство наркотических средств, психотропных веществ - действия, направленные на серийное получение наркотических средств или психотропных веществ из химических веществ и (или) растений;
изготовление наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства;
производство прекурсоров - действия, направленные на получение готовых к использованию и (или) потреблению прекурсоров из химических веществ и (или) растений.
С учетом изложенного действия лиц, осужденных за незаконное изготовление N-метилэфедрина, псевдоэфедрина, эфедрина, ангидрида уксусной кислоты, эргометрина, эрготамина, а также их солей, если существование таких солей возможно (в концентрации 10% и или более), подлежат переквалификации на незаконное производство.
5. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка N-метилэфедрина, псевдоэфедрина, эфедрина в размере не свыше 25 граммов, ангидрида уксусной кислоты в количестве не свыше 100 граммов, эргометрина, эрготамина в размере не свыше 0,05 грамма, а также их солей, если существование таких солей возможно, в том же размере (концентрация 10% и более), совершенные группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 234 УК РФ) и организованной группой (ч. 3 ст. 234 УК РФ), совершенные в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере (N-метилэфедрина, псевдоэфедрина, эфедрина) (ч. 3 ст. 234 УК РФ), декриминализированы.
За данные деяния предусмотрена административная ответственность по ст. 6.16.1 КоАП РФ.
6. Действия лиц, осужденных за незаконные приобретение, хранение, перевозку N-метилэфедрина, псевдоэфедрина, эфедрина в размере свыше 25 граммов (до 5000 граммов), ангидрида уксусной кислоты в размере свыше 100 граммов (до 5000 граммов), эргометрина, эрготамина в размере свыше 0,05 грамма (до 1 грамма), а также их солей, если существование таких солей возможно, в том же размере (концентрация 10% и более), совершенные группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 234 УК РФ), организованной группой (ч. 3 ст. 234 УК РФ), подлежат переквалификации на ч. 1 ст. 228.3 УК РФ.
7. Действия лиц, осужденных за незаконные приобретение, хранение, перевозку N-метилэфедрина, псевдоэфедрина, эфедрина в размере свыше 5000 граммов, а также их солей, если существование таких солей возможно, в том же размере (концентрация 10% и более) (ч. 3 ст. 234 УК РФ - действия, совершенные в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере, санкция в виде лишения свободы до 8 лет), подлежат переквалификации на ч. 1 ст. 228.3 УК РФ, т.к. ранее УК РФ предусматривал ответственность только за названные действия с указанными веществами в крупном размере, который сейчас стал крупным и особо крупным.
8. Действия лиц, осужденных за незаконные производство, сбыт или пересылку N-метилэфедрина, псевдоэфедрина, эфедрина в размере свыше 25 граммов (до 5000 граммов), а также их солей, если существование таких солей возможно, в том же размере (концентрация 10% и более) (ч. 3 ст. 234 УК РФ - действия, совершенные в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере), подлежат переквалификации на ч. 1 ст. 228.4 УК РФ и со смягчением назначенного наказания, поскольку санкция ч. 1 ст. 228.4 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы до 5 лет, а санкция ч. 3 ст. 234 УК РФ - до 8 лет.
9. Действия лиц, осужденных за незаконные производство, сбыт или пересылку N-метилэфедрина, псевдоэфедрина, эфедрина в размере свыше 5000 граммов, а также их солей, если существование таких солей возможно, в том же размере (концентрация 10% и более) (ч. 3 ст. 234 УК РФ - действия, совершенные в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере), подлежат переквалификации на ч. 1 ст. 228.4 УК РФ, т.к. ранее УК РФ предусматривал ответственность только за названные действия с указанными веществами в крупном размере, который сейчас стал крупным и особо крупным (санкция ч. 2 ст. 228.4 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 4 до 8 лет со штрафом и с ограничением свободы, а санкция ч. 3 ст. 234 УК РФ - лишение свободы до 8 лет).
10. Вступившим в силу с 1 января 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 года N 1003 внесены ряд изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 964. В частности, из списка ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей УК РФ, утвержденного указанным постановлением, исключены 3,4-метилендиоксифенил-2-пропанон, изосафрол, пиперональ, сафрол.
Исходя из этого действия, связанные с незаконным оборотом названных веществ, с 1 января 2013 года декриминализированы.
II. Сравнительный анализ ст. 234 и 228.2 УК РФ приведен в прилагаемой таблице 4.
Не декриминализировано нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ (ст. 234 УК РФ), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 года N 1020 с 1 января 2013 года являющихся прекурсорами, при совершении деяния лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил (таблица 4), если это повлекло:
а) по неосторожности их хищение (применительно к ст. 228.2 УК РФ - их утрату);
б) причинение иного существенного вреда (применительно к ст. 228.2 УК РФ - по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия).
Исходя из положений ст. 9, 10 УК РФ в указанном в п. "а" случае действия осужденных подлежат переквалификации на ч. 1 ст. 228.2 УК РФ, а в ситуации, приведенной в п. "б", приговор пересмотру в порядке п. 13 ст. 397 УПК РФ не подлежит.
Источник www.consultant.ru
Сбербанк не исполняет решения судов
г. Москва, ул. 6-я Радиальная, д. 5, кор. 4, второй этаж