Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон: *
* — Поля, обязательные для заполнения

Главная >> Судебные решения по гражданским делам >> Решение суда о признании итогов голосования на избирательном участке города Москвы недействительными | Судебная практика

Решение суда о признании итогов голосования на избирательном участке города Москвы недействительными | Судебная практика

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 марта 2012 года
Головинский районный суд города Москвы в составе
Председательствующего судьи Куприяновой Е.Л.,
С участием прокурора Косаревой А.И.,
При секретаре Гришине Д.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1223/12 по заявлению Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании итогов голосования на избирательном участке № города Москвы, недействительными, обязании внести изменения в протокол и сводную таблицу об итогах голосования на территории Головинского района города Москвы,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» (Политическая партия «КПРФ») обратилась в суд с заявлением и просит признать итоги голосования на избирательном участке № гор. Москвы, содержащиеся в протоколе и сводной таблице территориальной избирательной комиссии Головинского района гор. Москвы и введенные в ГАС «Выборы», недействительными, обязать территориальную избирательную комиссию Головинского района внести соответствующие изменения в протокол и сводную таблицу об итогах голосования на территории Головинского района гор. Москвы, мотивируя свои требования тем, что участковая избирательная комиссия избирательного участка № гор. Москвы осуществляла организацию и проведение голосования 4 декабря 2011 года по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и подведение его итогов на указанной территории. В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 12 июня 2022 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 79 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», участковой комиссией были подсчитаны голоса избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов, составлен протокол об итогах голосования на избирательном участке № и подписан членами комиссии в 23 час.05 мин. 04 декабря 2011 года. В соответствии с п. 26 статьи 79 Федерального закона № 51-ФЗ, председателем М были выданы заверенные копии указанного протокола, в том числе копия протокола выдана Д2. члену комиссии с правом совещательного голоса от партии «КПРФ». Данные, содержащиеся в копии протокола, а именно количество голосов, поданных за каждый федеральный список кандидатов и указанные в строках протокола с 19 по 25, полностью соответствуют итогам голосования, установленным в ходе непосредственного подсчета голосов содержащихся в избирательных бюллетенях. В подсчете голосов непосредственное участие принимала член комиссии с правом решающего голоса от партии «КПРФ». Согласно ст.69 Федерального закона № 51-ФЗ, ст. 80 Федерального закона № 51-ФЗ, территориальная избирательная комиссия устанавливает итоги голосования на соответствующей территории путем суммирования данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования участковых избирательных комиссий. Однако в нарушение указанных норм, данные об итогах голосования на избирательном участке №, введенные в систему ГАС «Выборы» в территориальной избирательной комиссии Головинского района и размещенные в дальнейшем в сети «Интернет», не соответствуют итогам голосования на избирательном участке №, установленным участковой избирательной комиссией и содержащимся в протоколе об итогах голосования. Так, выявлены следующие несоответствия: в строке 20: число голосов избирателей, поданных за партию «Либерально-демократическая партия России», вместо 122, внесено число 62; в строке 23: число голосов избирателей, поданных за партию «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», вместо 229, внесено число 129; в строке 24: число голосов избирателей, поданных за партию «ЕДИНАЯ РОССИЯ», вместо 335, внесено число 1095. Таким образом, официальные данные по избирательному участку № города Москвы, введенные в систему ГАС «Выборы» и использованные для установления итогов голосования вышестоящими комиссиями и определения результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, не соответствуют реальному волеизъявлению избирателей на указанном избирательном участке. Учитывая, что в ходе установления итогов голосования были допущены нарушения Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федерального закона от 18.05.2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которые в настоящее время не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

В судебном заседании представитель Политической партии «КПРФ» по доверенности Кузнецова А.А. заявленные требования поддержала, ссылаясь на то, что представленный Московской городской избирательной комиссией 1 экземпляр протокола итогов голосования участковой избирательной комиссией № гор. Москвы является фальсифицированным, в данном протоколе имеется поддельная подпись члена избирательной комиссии П

Представитель Территориальной избирательной комиссии Головинского района гор. Москвы - председатель комиссии В в судебном заседании против удовлетворения требования возражал, ссылаясь на то, что именно, представленный Московской городской комиссией 1 экземпляр протокола участковой избирательной комиссии № был представлен 05 декабря 2011 года председателем избирательной комиссии, никакие исправления в данный протокол не относились, все данные из протокола были внесены в ГАС «Выборы». 04 декабря 2011 года никаких жалоб и замечаний на работу участковой избирательной комиссии № ни от избирателей, ни от членов комиссии, ни от наблюдателей не поступали. Копии 1 экземпляра протокола 04 и 05 декабря 2011 года никому не вручались, что подтверждается отсутствием соответствующего реестра.

Представитель Московской избирательной комиссии по доверенности Реут Д.А. в судебном заседании против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на то, что в соответствии с п.п. 1.1, 1.2, 2, 3 ст. 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после установления итогов голосования вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом. Суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов, определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Каких-либо конкретных обстоятельств, которые в силу названных норм Федерального закона могут являться основаниями для отмены итогов голосования, заявитель не указывает, не поясняет, какие незаконные действия были осуществлены участковой избирательной комиссией с протоколом об итогах голосования. Заявитель не указывает, какие нормы закона были нарушены участковой избирательной комиссией. Предположения о нарушениях законодательства при подсчете голосов избирателей, сделанные заявителем, не являются основанием для отмены итогов голосования. Копия, представленная заявителем, не соответствует указанным требованиям ст. 71 ГПК РФ, копия не заверена надлежащим образом в порядке, установленном п. 12 ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В судебное заседание представлен подлинный протокол участковой избирательной комиссии, который был передан в вышестоящую территориальную избирательную комиссию и на основании данных которого были установлены итоги голосования на территории района. Протокол об итогах голосования, переданный в вышестоящую территориальную избирательную комиссию и находящийся в настоящее время в Московской городской избирательной комиссии, соответствует требованиям закона, в том числе указанный протокол в соответствии с п. 27 ст. 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписан большинством от общего числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Итоги голосования избирателей на территории района установлены территориальной избирательной комиссией на основании первых экземпляров протоколов нижестоящих участковых избирательных комиссий в соответствии с требованиями ст. 69 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии с п. 2 ст. 69 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» территориальной избирательной комиссией проверялась правильность составления протокола участковой избирательной комиссии, нарушений закона не выявлено. Голосование избирателей на избирательном участке №, подсчет голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования осуществлялось в соответствии с требованиями федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», что следует из содержания протокола об итогах голосования. Отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах соответствующих выборов возможна при таких указанных в законе конкретных нарушениях, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей. Отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Заявление подано в порядке Главы 26 ГПК РФ – как заявление о защите избирательных прав. В то же время, удовлетворение указанного заявления привело бы к нарушению конституционных прав избирателей, принявших участие в выборах 04 декабря 2011 года на указанном избирательном участке. Избиратели, проголосовавшие на избирательном участке, воспользовались своим конституционным правом, предусмотренным ст. 32 Конституции Российской Федерации, для чего участковой избирательной комиссией были обеспечены все необходимые условия. Заявление политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании недействительными итогов голосования избирателей на избирательном участке №, обязании территориальной избирательной комиссии Головинского района внести изменения в протокол и сводную таблицу об итогах голосования на территории района не основано на законе и не подлежит удовлетворению.

Выслушав представителя заявителя Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», представителя Территориальной избирательной комиссии Головинского района гор. Москвы, представителя Московской городской избирательной комиссии, допросив свидетелей, проверив и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, считавшего, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, суд находит заявление подлежащим отклонению в силу следующего.

В соответствии ч.ч.1, 6 ст. 259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В соответствии с ч. 1, 4, 8 ст. 260 ГПК РФ, заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме.

После опубликования результатов выборов, референдума заявление о нарушении избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, имевшем место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подано в суд в течение года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, должно быть рассмотрено и разрешено в течение двух месяцев со дня его поступления в суд.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, после официального опубликования результатов выборов, референдума жалоба на нарушение избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, имевшее место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

В соответствии с п.п. 1.1, 1.2, 2, 3 данного Федерального закона, после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.

Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства: а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г)кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

В соответствии с п. 29 ст. 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.

В соответствии с п. 12 ст. 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии.

Как следует из п. 2.18 Постановления Центризбиркома РФ от 17 августа 2011 года № 26/254-6 (ред. от 22 ноября 2011 года) «Об Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва» по требованию члена УИК, иных лиц, указанных в пункте 2.3.2 настоящей Инструкции, УИК немедленно после подписания протокола УИК об итогах голосования (в том числе с отметкой «Повторный» и «Повторный подсчет голосов») обязана выдать указанным лицам заверенные копии первого экземпляра протокола об итогах голосования. УИК отмечает факт выдачи заверенной копии протокола в соответствующем реестре, в который вносятся фамилия, имя, отчество и статус в избирательной кампании лица, которому выдается заверенная копия протокола об итогах голосования, номер выданной копии протокола, а лицо, получившее копию, расписывается в нем, указывая при этом контактный телефон, по которому он может быть извещен о проведении, в случае необходимости, заседания УИК для подписания повторного протокола либо проведения повторного подсчета голосов, а также дату и время получения копии протокола.

Ответственность за своевременную выдачу копий протокола УИК об итогах голосования несет председатель УИК либо лицо, его заменяющее, ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.

Соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума; по решению суда.

В соответствии со ст. 72 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» комиссия предоставляет для ознакомления итоги голосования по каждому избирательному участку, участку референдума, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, результаты выборов по избирательному округу, результаты референдума в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий, избирателям, участникам референдума, кандидатам, доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений, уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию.

Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), комиссии референдума, определяющие результаты референдума, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу, результатах референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов, референдума.

Официальное опубликование результатов выборов, референдума, а также данных о числе голосов, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), голосов, поданных по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), осуществляется соответствующей комиссией в порядке и сроки, которые установлены законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования.

Комиссии всех уровней, за исключением участковых комиссий, публикуют (обнародуют) данные, которые содержатся в протоколах комиссий соответствующего уровня об итогах голосования и о результатах выборов, референдума, и данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий и на основании которых определялись итоги голосования, результаты выборов, референдума в соответствующих комиссиях. Законом опубликование (обнародование) перечисленных данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий, действовавших на территории избирательного округа, может быть возложено на соответствующую окружную избирательную комиссию либо на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования. В течение трех месяцев со дня официального опубликования (обнародования) полных данных о результатах выборов в органы государственной власти, референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации данные, которые содержатся в протоколах всех комиссий об итогах голосования и о результатах выборов, референдума, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как установлено в судебном заседании и следует из пояснений сторон и материалов дела, решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> № от 09 ноября 2011 года сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № и назначен состав членов комиссии данного избирательного участка с правом решающего голоса в количестве 15 человек (л.д. 59-60).

04 декабря 2011 года состоялось голосование по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

Как следует из материалов дела, 04 декабря 2011 года в 23 час. 45 мин. подписаны 1 и 2 экземпляры протокола участковой избирательной комиссии по итогам голосования избирательный участок №.

Протокол участковой избирательной комиссии № введен в систему ГАС «Выборы» 05 декабря 2011 года в 07 час. 53 мин. (л.д. 60).

Из представленных Московской городской избирательной комиссией 1 экземпляра протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования избирательный участок №, протокола, введенного в систему ГАС «Выборы» следует, что все представленные документы содержат идентичные сведения, во всех строках протоколов.

Оценивая представленные стороной заявителя доказательства, суд считает, что копии протоколов об итогах голосования, представленные стороной заявителя не могут быть признаны допустимым доказательством, поскольку не соответствуют требованиям ст. 71 ГПК РФ, в соответствии с которой письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Представленные стороной заявителя копии протоколов не заверены надлежащим образом.

В соответствии с п. 12 ст.30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свою фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии.

В соответствии с ч. 2 ст.71 ГПК РФ подлинные документы представляются тогда, когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.

В судебное заседание представлены подлинные протоколы участковых избирательных комиссий, которые были переданы в вышестоящую территориальную избирательную комиссию и на основании данных которых были установлены итоги голосования на территории района.

Протоколы об итогах голосования, переданные в вышестоящую территориальную избирательную комиссию и находящиеся в Московской городской избирательной комиссии, соответствуют требованиям закона, в том числе указанные протоколы в соответствии с п. 27 ст. 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписаны большинством от общего числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Итоги голосования избирателей на территории района установлены территориальной избирательной комиссией на основании первых экземпляров протоколов нижестоящих участковых избирательных комиссий в соответствии с требованиями ст. 69 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Голосование избирателей на указанных избирательных участках, подсчет голосов избирателей и составление протоколов об итогах голосования осуществлялось участковыми избирательными комиссиями в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Избирательного кодекса города Москвы, что следует из содержания протоколов об итогах голосования.

Суд не может принять во внимание доводы представителей заявителя о том, что разночтения в количестве числа голосов, поданных за федеральный список кандидатов от Политической партии «Либерально-демократическая партия России», Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», в 1 экземпляре протокола, представленного Московской городской избирательной комиссией и копии 1 экземпляра протокола, представленного заявителем, являются нарушением порядка подсчета голосов и определения результатов голосования, что данные расхождения могли возникнуть исключительно в ходе фальсификации 1 экземпляра протокола, и свидетельствуют об искажении действительной воли избирателей в рамках избирательного округа и города в целом, в силу следующего.

В ходе судебного разбирательства заявителем не приведено каких-либо конкретных обстоятельств, которые могут являться основаниями для отмены итогов голосования, также как и не представлено допустимых доказательств, подтверждающих допущенные участковой избирательной комиссией № нарушения закона, которые могут являться основаниями для отмены итогов голосования.

Голосование избирателей на избирательном участке №, подсчет голосов избирателей и составление протоколов об итогах голосования осуществлялось участковой избирательной комиссией в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» что следует из содержания протокола об итогах голосования.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенных в ходе рассмотрения дела свидетелей М, Л, Д, членов участковой избирательной комиссии избирательного участка № с правом решающего голоса, которые показали, что с момента закрытия избирательного участка с 20 час. до момента подписания 1 экземпляра протокола комиссии, которое произошло примерно в 23 час. 30-45 мин., никто из членов избирательной комиссии не покидал задние, в котором находится избирательный участок, указанные свидетели подтвердили подлинность своих подписей в 1 экземпляре протокола.

Свидетель Д показала, что представленная заявителем копия протокола не является подлинным 1 экземпляром, протокол, с которого была снята копия представителем Политической партии «КПРФ» являлся «тренировочным» протоколом, был составлен лично ей, сведения, которые были в него ею внесены, она не сравнивала с данными подсчета голосов, комиссией был составлен единственный подлинный 1 экземпляр протокола, который был подписан всеми членами комиссии и передан председателем комиссии в территориальную избирательную комиссию.

Свидетель М также показала, что 1 экземпляр протокола был составлен после 23 час., подписан всеми членами комиссии, никто не покидал задние и, она в том числе до 24 час., где располагался избирательный участок до подписания протокола. Протокол после подписания, ею был доставлен в территориальную избирательную комиссию после 24 час. 00 мин., примерно с 04 до 06 час. утра 05 декабря 2011 года, никакие изменения в протокол не вносились. Она никому не выдала копии 1 экземпляра протокола, их никто не просил, у них даже не было реестра выдачи копий протоколов. Она заверяла 05 декабря 2011 года примерно в 04 час. утра копию какого-то протокола, когда была в территориальной избирательной комиссии, по чьей-то просьбе, по ее мнению это была копия «тренировочного» протокола. Жалоб и замечаний на работу комиссии не было.

Свидетель Л показала, что составлялся какой-то тренировочный протокол, но сведения по итогам голосования вносились только в 1 экземпляр, подлинность представленного Московской городской избирательной комиссией экземпляра она подтверждает, протокол был подписан всеми членами комиссии, никто из членов комиссии не покидал участок до подписания протокола, примерно до 24 час., заверенные копии 1 экземпляра никому не выдавались.

Допрошенный в судебном заседании по ходатайству заявителя в качестве свидетеля М2 показал, что является членом Территориальной избирательной комиссии Головинского района гор. Москвы с правом решающего голоса, от Политической партии «КПРФ». Ни в день голосования 04 декабря 2011 года и 05 декабря 2011 года к нему с жалобами на работу и действия участковой избирательной комиссии № никто не обращался, о таких жалобах ему неизвестно. Членов участковой избирательной комиссии № он увидел только примерно около двух – трех часов ночи 05 декабря 2011 года, ему был представлен 1 экземпляр протокола данной комиссии, сведения, изложенные в данном протоколе были введены в ГАС «Выборы», сомнений в недостоверности сведений у него не было, протокол был оформлен правильно.

Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей у суда не имеется, их показания последовательны и не противоречат собранным по делу доказательствам, доказательств, которые бы ставили под сомнения показания свидетелей, стороной заявителя не представлено.

В обосновании своих требований сторона заявителя ссылается на то, что в ходе сравнения данных, указанных в их экземпляре протокола об итогах голосования и в данных, введенных в ГАС «Выборы» имеют три несоответствия, а именно в строках 20, 23, 24, однако, как усматривается из оригинала 1 экземпляра протокола об итогах голосования и копии протокола, представленной заявителем, данные протоколы отличаются и по данным, изложенным в иных строках.

В подтверждение доводов заявителя в судебном заседании были допрошены свидетели Д2 и П

П в судебном заседании показал, что является членом участковой избирательной комиссии № от Политической партии «КПРФ», помещение участка было открыто для голосования с 08 час. утра и закрыто в 20 час., в день голосования никаких замечаний и жалоб на работу комиссии ни от избирателей, ни от наблюдателей, членов комиссии не поступало. До подписания протокола об итогах голосования никто из членов избирательной комиссии с участка не отлучался. Подсчет голосов проходил быстро, примерно в 22 час. 30 мин. голоса были подсчитаны, Политическая партия «КПРФ» набрала наибольшее количество голосов на данном участке, он подписал со всеми членами комиссии протокол, попросил и ему с него сняли копию. В представленном протоколе Московской городской избирательной комиссии напротив его фамилии проставлена не его подпись, он расписывался только в том протоколе, с которого ему сняли копию. Протокол был составлен примерно в 23 час.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Д2 показал, что является членом участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса от Политической партии «КПРФ». В день голосования жалоб и замечаний на работу комиссии не было. Участок был открыт в 08 час. и закрыт в 20 час. Бюллетени были подсчитаны примерно в 21 час. 30 мин., Был составлен протокол итогов голосования, после чего примерно в 22 час. председатель комиссии и секретарь уехали в Территориальную избирательную комиссию, председатель комиссии вернулась примерно в 23 час. – 23 час. 30 мин., привезла копию протокола. Он получил копию протокола, но она не была заверена. Затем М вновь уехала, он поехал за ней, в помещении Территориальной комиссии он попросил заверить ему копию протокола, председатель и секретарь комиссии подписали протокол, но не поставили печать. Он заходили в какие-то кабинете, которые не относились к помещениям Территориальной избирательной комиссии, затем они вернулись на участковый избирательный участок, он настоял, чтобы ему поставили печать на копии протокола, печать ему поставили, затем около 23 час., председатель и секретарь комиссии вновь уехали. Он о нарушениях сообщил члену Территориальной избирательной комиссии от Политической партии «КПРФ» Дмитрию. 05 декабря 2011 года обратился с заявлением о нарушениях, допущенных комиссией непосредственно в Политическую партию «КПРФ». Письменных жалоб на указанные им действия участковой избирательной комиссии он 04 декабря 2011 года и 05 декабря 2011 года в Территориальную избирательную комиссию, в Московскую избирательную комиссию не подавал, сообщил о нарушениях только Дмитрию, фамилию точно не помнить.

Оценивая показания свидетелей П, Д2, суд находит, что показания указанных свидетелей не могут быть положены в основу решения суда, поскольку показания данных свидетелей, носят противоречивый характер, оба свидетеля являются непосредственно лицами, представляющими в день голосования интересы Политической партии «КПРФ». Показания свидетеля Д2 о том, что председатель и секретарь участковой избирательной комиссии до 24 час. дважды покидали помещение избирательного участка № ничем объективно не подтверждены, в том числе опровергаются показаниями свидетеля П, который показал, что никто из членов избирательной комиссии участок не покидал до момента подписания протокола.

Обращение Д2 с жалобой на действия председателя участковой избирательной комиссии к члену Территориальной комиссии Головинского района гор. Москвы М2, опровергнуты показаниями самого М2, который показал, что к нему с жалобами никто не обращался.

Показания свидетеля П о том, что он не подписывал 1 экземпляр протокола, что достоверные сведения об итогах голосования содержатся в представленной заявителем копии протокола, объективно ничем не подтверждены, в судебном заседании установлено, что члены избирательной комиссии до момента подписания протокола помещение участковой избирательной комиссии не покидали, 1 экземпляр протокола был подписан всеми присутствующими 04 марта 2011 года на избирательном участке членами избирательной комиссии, 1 экземпляр протокола, оригинал, которого обозревался в судебном заседании, был составлен в 23 час. 45 мин., после 24 час. был доставлен в Территориальную избирательную комиссию Головинского района гор. Москвы, никаких доказательств того, что сведения, изложенные в данном протоколе, не соответствуют сведениям, полученным членами избирательной комиссии при подсчете голосов, в ходе рассмотрения дела стороной заявителя не представлено.

В судебном заседании достоверно установлено, что никем из членов избирательной комиссии, из наблюдателей, в том числе от Политической партии «КПРФ» ни 04 декабря 2011 года (день голосования, подсчета голосов), ни 05 декабря 2011 года (когда сведения были введены в ГАС «Выборы»), жалоб и замечаний в отношении действий избирательной комиссии, связанных с подсчетом голосов избирателей, по изготовлению, подписанию 1 экземпляра протокола итогов голосования, а также о повторном подсчете голосов избирателей, не поступало, ни в Территориальную избирательную комиссию, ни в Московскую городскую избирательную комиссию не поступали.

Представленная стороной заявителя на электронном носителе фотография бюллетеней, не может служить доказательством того, что за Политическую партию «КПРФ» на избирательном участке № было представлено большее количество голосов избирателей, что сведения, изложенные в оригинале 1 экземпляра протокола итогов голосования по данному участку не соответствуют действительности, поскольку представленная фотография не имеет никаких конкретных обозначений, по которым можно сделать вывод, что фотография произведена на конкретном избирательном участке.

Протокол № участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № и протокол внесения сведений в ГАС «Выборы» об итогах голосования по городскому избирательному округу на избирательном участке №, переданные участковой избирательной комиссией в Территориальную избирательную комиссию Головинского района гор. Москвы, в соответствии с п. 27 ст. 68 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписаны большинством от общего числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и соответствуют всем требованиям закона, предъявляемым к оформлению протокола об итогах выборов.

Итоги голосования избирателей на территории Головинского района установлены территориальной избирательной комиссией на основании первых экземпляров протоколов нижестоящих участковых избирательных комиссией в соответствии с требованиями ст. 69 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 года № «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Т.» разъяснено, что при оценке выраженной на выборах воли избирателей на предмет ее действительности суды должны ориентироваться прежде всего на обеспечение реальных условий для подлинного свободного волеизъявления избирателей в ходе выборов, а не на простую формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов. Отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. При этом помимо качественных характеристик, суд должен обосновать свое решение и соответствующими количественными характеристиками степени влияния допущенных нарушений на осуществленное коллективное волеизъявление на выборах. Одного перечисления большого числа допущенных нарушений законодательства на выборах недостаточно для отмены решения о результатах выборов, необходимо определение степени влияния этих нарушений на результаты выборов.

Судом не установлено нарушений ст. 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ходе порядка подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией №, а также каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка голосования и подсчета голосов, определения результатов выборов, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, которые в силу пунктов 1.1, 1.2, 2, 3 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» могут являться основаниями для отмены решения участковых избирательных комиссий.

Стороной заявителя в судебном заседании не представлено, а судом при рассмотрении дела не добыто доказательств того, что решением участковой избирательной комиссии № об итогах голосования, оформленными в соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» протоколом № об итогах голосования, нарушены права заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих допущенные участковой избирательной комиссией нарушения закона, которые могут являться основаниями для отмены итогов голосования.

Статья 249 ГПК РФ, возлагающая на орган, принявший оспариваемое решение, обязанность по доказыванию его законности, не освобождает заявителя от обязанности доказывания, предусмотренной частью 1 статьи 56 ГПК РФ.

Из пояснений представителя заявителя не усматривается, какие именно права заявителя Политической партии «КПРФ», предусмотренные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», нарушены действиями участковой избирательной комиссией.

В силу ст. ст. 3, 4 ГПК РФ граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.

Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что стороной заявителя не представлено доказательств того, что действиями участковой избирательной комиссией нарушены его права.

Таким образом, заявление Политической партии «КПРФ» о признании итогов голосования на избирательном участке № города Москвы недействительными, обязании внести изменения в протокол и сводную таблицу об итогах голосования на территории Головинского района города Москвы не основано на законе и не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 261 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании итогов голосования на избирательном участке № города Москвы недействительными, обязании внести изменения в протокол и сводную таблицу об итогах голосования на территории Головинского района города Москвы - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение пяти дней путем подачи апелляционной жалобы через гражданскую канцелярию Головинского районного суда города Москвы.

 

Решения судов по гражданским делам

Юрист в ЮЗАО 

Новостивсе
03.11.2017

В законах РФ, касающихся регистрации, четко прописаны случаи, когда гражданина можно снять с регистрационного учета по месту проживания без его персонального участия и без оформления его письменного согласия.

Юридическая компания "РЕСУРС"

8 (495) 761-68-46

8 (965) 221-14-89

Адрес:
Москва, ул. Гримау дом 10,
3 этаж, 9 офис.
В 2-х минутах от м. Академическая.